BRANDSHOP_RU (brandshop_ru) wrote,
BRANDSHOP_RU
brandshop_ru

Categories:

Сооснователь компании Найк Phil Knight

История Фила Найта, одного из основателей компании Nike

История Фила Найта, одного из основателей компании Nike

Безумная идея

В 1962 году, 24-летний Фил Найт был на утренней пробежке в родном Портленде, штат Орегон. Он только что закончил Стэнфордскую высшую школу бизнеса, жил у родителей и думал о своём будущем. Но его выбором стала не обычная работа в офисе, а «Безумная идея».

«Отсчитывая милю за милей каждые шесть минут, я подумал, может, стоит рассмотреть «Безумную идею» ещё раз? Может, она имеет шансы на успех? Нет-нет, подумал я, ускоряя темп — она точно сработает. И я сделаю её рабочей. Никаких «может» — пишет Фил в книге-мемуарах “Продавец обуви”, вышедшей в 2016 году.

Безумная идея

«Мир построен на безумных идеях. История состоит из ряда безумных идей. Так что утром 62-го года я сказал себе: «Не давай другим называть твою идею безумной. Просто иди вперёд. Не останавливайся. Даже не думай о том, чтобы остановиться, пока ты не достигнешь этого, и не раздумывай слишком много о том, что «это» на самом деле. Будь что будет, главное не останавливайся».

Фил Найт в молодости

Безумной идеей Фила Найта, очевидно, была собственная компания по продаже спортивной обуви, позже превратившаяся в Nike. Занялся он ей не один — компаньоном выступил Билл Бауэрман, знакомый с Филом со времён легкоатлетической команды Орегонского университета, где тот получил степень бакалавра. Билл был тренером и хорошо знал Фила, который хоть и не был чемпионом, но показывал стабильно высокие результаты — его лучшим временем была миля (1,6 км) за 4 минуты 10 секунд, а в 57, 58 и 59-х годах он получал грамоты за свои показатели.

Фил Найт в молодости

Фил Найт обращал внимание на то, как Билл работает над улучшением кроссовок и как это влияет на результаты команды. Позже, в Стэнфорде, Фил посвятил одну из своих работ сравнению конкурентоспособности немецких и японских кроссовок, придя к выводу, что в Японии их делать заметно выгоднее. Комбинация всех этих знаний и опыта подсказала Филу ту самую «Безумную идею», начатую под брендом Blue Ribbon Sports 25 января 1964 года.

Дуэт Фила Найта и Билла Бауэрмана

В основе Blue Ribbon Sports лежало соглашение с японской компанией Onitsuka Tiger, согласно которому дуэт получал эксклюзивное право на распространение кроссовок в США. Для этого Фил Найт в ноябре 1962 года посетил город Кобе, Япония, где лично встретился с мистером Оницукой и обговорил все детали сотрудничества. Спустя более чем год первые образцы прибыли в Америку, и Фил отправил две пары Биллу, надеясь получить рекламу и заказы — к его удивлению, Бауэрман предложил стать бизнес-партнёром.

Дуэт Фила Найта и Билла Бауэрмана

Первые продажи шли из багажника культовой американской машины Plymouth Valiant возле беговых дорожек и стадионов США, ясно дав понять — спрос есть. Но даже большой спрос не спас от больших проблем. Поставки редко попадали в необходимые сроки и одновременно с этим нужно было нанимать новый персонал — несмотря на постоянно удваивающиеся продажи, два банка разорвали сотрудничество с Филом Найтом и его Blue Ribbon Sports.

Создание бренда Nike

Тренерское умение Билла Бауэрмана сплотить людей пригодилось во время стремительного развития компании — Фил Найт смог бросить работу бухгалтером и сконцентрироваться полноценно на бизнесе, где было занято уже 45 человек. Но в 1971 году эксклюзивность сотрудничества с Onitsuka Tiger попала под угрозу — нужно было срочно найти новые фабрики для производства кроссовок и даже придумать новое название. Сначала Найт хотел назваться “Dimension Six” — «Шестое Измерение», однако Джефф Джонсон, первый их нанятый работник, предложил “Nike” в честь греческой богини Ники. Фил был не уверен, нравится ли ему этот вариант, но предпочёл его другим — вышло вполне удачно.

Первой выпущенной моделью стали Nike Cortez, разработанные ещё во время сотрудничества с японскими партнёрами. Кроссовки ждал бешеный успех — сочетание грамотного маркетинга и продуманной конструкции не оставляло конкурентам шансов. 2 декабря 1980 года компания Nike Inc. вышла на IPO, а в 1986-м продажи достигли миллиарда долларов. После такого успеха, Фил Найт уделил значительное внимание благотворительности — в 2006 году он пожертвовал 105 миллионов долларов Стэнфордской высшей школе бизнеса, в 2016 — 400 миллионов университету Стэнфорда для старта новых образовательных программ. 27 сентября 2013 года Фил пожертвовал 500 миллионов Орегонскому институту, занимающемуся борьбой с раком.

Книга Фила Найта «Продавец обуви»

В конце 2015 года Фил Найт анонсировал, что он пишет книгу о ранних днях Nike. На английском книга названа “Shoe Dog” и издана 26 апреля 2016 года — в ней описаны трудные моменты и проблемы, с которыми пришлось столкнуться при построении легендарного бренда: от импорта японских кроссовок до попадания в рамки федерального расследования. На русском книга вышла под названием «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем», получив восторженные отзывы аудитории за достоверный рассказ об изнанке бизнеса, который фокусируется именно на процессе, а не на личности автора. Таким образом, Фил Найт навсегда вписал своё имя в историю не только как основатель, но и как прекрасный наставник для будущих поколений.

Книга Фила Найта Продавец обуви
Tags: nike, phil knight, Фил Найт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • adidas CrazyQuick

    История модели кроссовок adidas CrazyQuick «Адидас Крейзиквик» — серия кроссовок, выпускавшаяся в 2013-2016 годы. Всего…

  • Мятежная актриса Кира Найтли

    Мятежная актриса Кира Найтли Кира Найтли стала известна за фильмы «Играй как Бекхэм», «Пираты Карибского моря» и…

  • Element Topaz C3

    История модели кед Element Topaz C3 «Топаз Си 3» — кеды для скейтбординга от американского бренда «Элемент…

  • Jordan Melo M13

    История модели кроссовок Jordan Melo M13 Кроссовки «Джордан Мело М13» относятся к именной линейке баскетболиста Кармело Энтони.…

  • ASICS GEL-Nimbus 19

    История модели кроссовок ASICS GEL-Nimbus 19 Беговые кроссовки «Гель-Нимбус 19» от японского бренда «Асикс» вышли в…

  • Дезигуаль

    Desigual - испанский бренд имени позитивности и веселья Дом моды Desigual, известный за яркие цвета и игривые узоры, является одним из самых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments