Nike Air Force 1

История модели кроссовок Nike Air Force 1

История модели кроссовок Nike Air Force 1

Одним из главных кроссовок в истории уже 37 лет — за это время они почти не изменились внешне, цепляя взгляд своей белой расцветкой. Nike Air Force 1 вышли в 1982 году, став частью технологической революции в индустрии обуви в 80-х и определив понятие «переизданий». К 2000-м они распространились по всему миру, а в 2010-х стали частью моды — как высокой, так и уличной. Что помогло «Эир Форсам» стать такими известными?

Кто и как создал Nike Air Force 1

Ещё до того, как к популярности в Nike пришли Тинкер Хэтфилд и Сержио Лозано, дизайном кроссовок занимался Брюс Килгор. Сегодня он известен за Air Force 1, Nike Sock Racer и Air Jordan II. Его приняли на работу в Blue Ribbon Sports — тогдашнюю родительскую компанию Nike — в начале 80-х за обедом в «Пицца Хат».

До попадания в Nike Килгор занимался дизайном всего подряд — от домашних бытовых приборов до машин вроде Pontiac Fiero и Chrysler K-Car. Среди первых проектов Килгора в Nike были Nike Zoom с шипами, созданные вместе с первым наёмным работником Nike — Джеффом Джонсоном. Эти кроссовки помогли легкоатлету Карлу Льюису завоевать 4 золотых медали на Олимпийских играх 1984 года.

Следующей задачей Брюса Килгора стало создание первых баскетбольных кроссовок с амортизацией Air. К тому моменту у Nike уже были беговые Air Tailwind — но в сфере баскетбола прогресс шёл слишком медленно. По словам Килгора, проект, доставшийся ему от другого дизайнера, выглядел абсолютно не подходящим для баскетбола, напоминая скорее надутого «Мишлен-мэна».

В создании Air Force 1 Килгору помогал комитет DCEC, состоящий из биомехаников, тренеров, ортопедов и аэрокосмического инженера, того самого, что придумал технологию Air. Несмотря на всё это, Килгор был приверженцем минимализма — что помогло внедрить инновации и сделать их действительно практичными. По большей части они были в деталях.

Скошенный верх Килгор заимствовал от походных кроссовок Nike Approach — таким способом Air Force 1 достаточно хорошо поддерживали стопу и в то же время не сильно стесняли движений. Подошва впервые в баскетбольных кроссовках была сделана по типу cupsole — то есть когда верхняя часть сшивается с нижней.

В таком случае подошва получается гораздо более прочной и стабильной в движении. Единственный минус — меньшее ощущение поверхности из-за большей толщины. Но, как оказалось в дальнейшем, для баскетбола гораздо лучше подходит именно cupsole.

Первый релиз — 1982 год

Сегодня Air Force 1 чаще заметны в полностью белом цвете и с низким силуэтом. В ’82 всё было по-другому — высокий силуэт с ремнём на щиколотке для фиксации и бело-серой расцветкой. В рекламной кампании участвовали шесть звёздных игроков НБА — Мозес Мэлоун, Майкл Купер, Джамал Уилкс, Бобби Джонс, Майкл Томпсон и Кэлвин Нэтт.

Рекламная кампания состояла из двух частей. В первой под названием «Air in a box» — «Воздух в коробке» — упор делался на сами кроссовки и технологию воздушной амортизации, впервые пришедшую в баскетбол. Во второй выступали вышеупомянутые шесть игроков, стоящие в белых костюмах на взлётной полосе и в кроссовках Air Force 1. Это отсылка к борту Air Force One — любому самолёту, на котором в данный момент передвигается президент США. Отсюда же заимствовано и название силуэта.

К 25-летию силуэта, в 2007 году, рекламная кампания из звёздных игроков на взлётной полосе была повторена новым составом — с Леброном Джеймсом, Стивом Нэшем, Полом Пирсом, Рашидом Уоллесом, Крисом Полом, Коби Брайантом и другими. Но сначала взглянем на судьбу силуэта в 80-х.

Реакция публики

Кроссовки «Найки Эир Форс» пользовались достаточно большой популярностью после первого релиза. Дополнительный успех принёс выпуск низкой версии — Air Force 1 Low — в 1983 году.

Три магазина в Балтиморе, штат Мэриленд, США объединились и обратились к Nike с предложением начать акцию “Color of the Month Club”, вдохновлённую эксклюзивными расцветками AF 1 для игроков НБА. Магазины предложили Nike выпускать эксклюзивные расцветки каждый месяц для них — что сделало Балтимор одной из центральных точек развития сникер-культуры в 80-х.

На Восточном побережье США кроссовки Nike AF 1 стали символом статуса. Их носили сутенёры, наркоторговцы, члены банд и просто богатые люди. Однако традиционный цикл производства кроссовок подходил к концу, и после 1984 года Air Force 1 стали исчезать из магазинов. Тогда это была обычная практика.

Многочисленные поклонники стали просить Nike вернуть кроссовки на рынок — и в 1986 году бренд поддался уговорам, переиздав AF 1 в ограниченном количестве через сеть избранных ритейлеров на Восточном побережье. Это стало первым случаем Retro-релиза — когда бренд возвращает изданный ранее силуэт через определенное время после его ухода.

Эволюция Air Force 1 — 90-е

В начале 90-х Nike убрал из AF 1 боковую панель с сеточкой, заменив её на кожу. Таким образом силуэт стал более единым и прочным. Одним из самых важных моментов стал дебют кожаных белых Air Force 1 Low — однако неизвестно, в каком именно году 90-х они появились. Скорее всего, примерно в середине.

Поскольку цветные вариации Air Force 1 на тот момент всё ещё были редкими, пришествие массовых белых моделей стало настоящим подарком для поклонников на Восточном побережье. Они скупали их и носили каждый день, меняя пару на новую при необходимости — а иногда и раскрашивая в желаемый цвет. Спрос вырос настолько, что Nike пришлось ограничить поставки белых AF 1 в некоторые магазины. Когда стали распространяться интернет, заказать «Эир Форсы» онлайн долгое время было просто невозможно — по условиям самого же Nike.

В конце 90-х популярность Air Force 1 стала выходить за пределы традиционных городов — Гарлема, Балтимора и Филадельфии. Рэпер Jay-Z даже упомянул кроссовки в треке “Can I Live II” в строчке «for all my n****s with the all-white Air Force 1s and black guns». Конечно, для Nike ассоциация с криминальной культурой и хип-хипом не была идеальной маркетинговой стратегией. Однако в дальнейшем она себя оправдала.

2000-е, выход в мир и новые версии AF 1

В двухтысячных хип-хоп выходил из андеграунда — а вместе с ним и Air Force 1. Продажи начались в ряде регионов Азии и Европы, но опять же ограниченно, намеренно создавая ажиотаж и повышая спрос. В Японии в 2001 году были выпущены одни из самых знаменитых моделей — “Linen”, “3M Snake”, а также коллаборация с ритейлером Atmos. Выпущенная в 2002 году в честь двадцатилетия модель HTM Air Force 1 также рекламировалась исключительно в Японии — прошли месяцы, перед тем как она достигла США.

Nike сотрудничал с европейскими ритейлерами — парижским Courir и лондонским JD Sports — чтобы также создавать эксклюзивные модели Air Force 1. Бренд стремился уйти от прямой ассоциации с хип-хопом, а поэтому сотрудничал с граффити-художниками, известными татуировщиками, повседневными брендами. Была даже выпущеная эксклюзивная модель с Sony в честь Playstation 3.

В 2007 году состоялось одно из самых значимых событий — 25-летие силуэта Nike Air Force 1, в честь которого бренд обновил конструкцию в современном исполнении. Внешне она осталась практически той же, но стала ещё комфортнее, что привлекло массу новых покупателей. Ближе к 2010 году рынок был перенасыщен AF 1 ’07 — Nike отошёл от лимитированных релизов и сделал модели доступными всем, в то время как коллекционеры переключились на Jordan Brand.

2010-е, возрождение интереса и коллаборации

В 2012-м нью-йоркский бренд Supreme выпустил три эксклюзивных модели Air Force 1 Low, в 2014-м — модель Air Force 1 High “World Famous”. В это же время уличная мода начинала всё глубже пересекаться с высокой. Риккардо Тиши, креативный директор Givenchy, в 2014 году также выпустил собственные вариации AF 1. Вскоре к этому списку присоединился дом моды Comme des Garçons, дизайнер Эрролсон Хью из ACRONYM и Вирджил Абло из Off-White. К 2017 году AF 1 вновь оказались на пике популярности.

Причём новая популярность касается не только эксклюзивных моделей — те же самые белые AF 1 снова всё чаще встречаются на улицах. Всего же за историю силуэта выпущено около двух тысяч вариаций, каждая из которых по-своему интересна. Но главное — что уникальную вариацию может сделать сам покупатель, ведь белая кожа служит идеальным холстом для выражения творческих идей и кастомизации обуви. А с годами кожаные «Эир Форсы» обретают лишь больше деталей, отражая индивидуальность владельца.

Recent Posts from This Journal

  • Reebok Answer IV

    История модели кроссовок Reebok Answer IV В 2000-м вышли кроссовки, которые во многом олицетворили новое тысячелетие в баскетбола —…

  • Mizuno Wave Emperor

    История модели кроссовок Mizuno Wave Emperor «Вэйв Эмперор» — линейка беговых кроссовок для мужчин и женщин от японского…

  • ASICS DynaFlyte

    История модели кроссовок ASICS DynaFlyte Линейка мужских и женских кроссовок «Дайнафлайт» от японского бренда…

  • Neutrogena

    Neutrogena - марка косметики, оставившая позади конкурентов Американская компания Neutrogena производит средства для ухода за кожей, волосами…

  • Reebok Answer V

    История модели кроссовок Reebok Answer V Баскетбольные кроссовки Answer V (5) впервые вышли в 2001 году, а в 2019-м «Рибок»…

  • Nike Zoom Flight

    История модели кроссовок Nike Zoom Flight Zoom Flight — линейка баскетбольных кроссовок от Nike, начавшаяся в середине 90-х. Первый…